Зат есім

Имя существительное

Главная>> Справочник>

 

Имя существительное

     Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кім? кімдер? кто?, не? нелер? что?. Вопросы кім? кімдер? относятся только к одушевленным существительным, обозначающим людей, а не? нелер?  - ко всем остальным, включая животных. Имени существительному в казахском языке свойственны категории числа, притяжательности, падежа.

     По значению имена существительные делятся на 8 типов: нарицательные, собственные, конкретные, абстрактные, одушевленные, неодушевленные, вещественные и собирательные 

Тип Примеры
Нарицательные Жалпы есім џй, аѓаш, тас, дѕптер, атыс, ит, ќђс
Собственные Жалќы есім Тарлан, Ѕсем, Ќазаќстан, Мѕскеу
Конкретные Наќтылы зат, кісі, ќаѓаз, алма, аѓаш, белес, ќалам 
Абстрактные Абстрактылы сезім, достыќ, ой, махаббат, ќуаныш
Одушевленные Жанды ќыз, жігіт, ќђс, ањ, кісі, сиыр, лаќ, емші
Неодушевленные Жансыз жартас, кітап, кілем, тау, ауыл, теледидар
Вещественные Заттыќ су, ќант, темір, ауа, газ, ќышќыл, тђз, сџт
Собирательные Жинактау ањ, ќђс, туѓан-туыс, азыќ-тџлік, кљкљніс 

     Вещественные и отвлеченные существительные употребляются только в единственном числе     

     По способу образования имена существительные делятся на непроизводные и производные. Непроизводные (негізгі) представляют собой основы слов без словообразовательных суффиксов: тас, жол, адам, џй, сљз. 
Производные (туынды) образованы от непроизводных с помощью словообразовательных аффиксов емші, сезім, ќоныс, жолдас

     По составу имена существительные делятся на простые (дара) и сложные (кџдерлі). Последние в свою очередь делятся на сращенно-слитные (біріккен), парные (ќосарланѓан), сложносокращенные (ќысќарѓан), составные (ќђрама). Сращенно-слитные делятся на сращенные (кіріккен) и слитные (біріккен) 

Тип Примеры
Простые  одаќ, пікір, тас, кісі, дѕрігер
Сложные  Сращенно-слитные Сращенные білезік (<білек жџзік), белбеу (<бел бау)  
Слитные аќсџйек, Ќызылќђм, Аќбота, атамекен, ќосаяќ
Парные бала-шаѓа, тџйе-мџйе, ата-ана, ѕл-ќуат
Сложносокращенные ЌР, ЌРЂЃА, ВАЗ 2106, т.б., кг, медпункт
Составные сары май, сырт киім, ђлы жџз, ауа райы 

 

Словообразовательные суффиксы

     Словообразовательные суффиксы служат для образования новых существительных от основ других существительных, глаголов, прилагательных или числительных. Наиболее часто употребляются следующие из них:  

-шы/ші - Эти суффиксы присоединяясь к именам существительным образуют новые существительные, обозначающие профессию, должность, род занятий и т. д:

хат письмо хатшы секретарь
тарих история тарихшы историк
ѕн песня ѕнші певец
ем лекарство емші врач, лекарь
ањ зверь ањшы охотник

 -лыќ/лік~дыќ/дік~тыќ/тік - Эти суффиксы присоединяясь к именам прилагательным образуют отвлеченные понятия:

жас молодой жастыќ молодость
ќарт старый ќарттыќ старость
ќиын трудный ќиындыќ трудность
аќымаќ глупый аќымаќтыќ глупость

-шылыќ/шілік - (<шы+лыќ) Эти суффиксы присоединяясь к имени существительному или прилагательному образуют отвлеченные понятия

мол скот молшылыќ скотоводство
шаруа крестьянин шаруашылыќ хозяйство
бас голова, верхушка басшылыќ руководство
ќиын трудный ќиыншылыќ трудность
малай батрак, слуга малайшылыќ прислужничество
паќыр нищий, бедный паќыршылыќ бедность

-сыздыќ/сіздік - (<сыз+лыќ) Эти суффиксы присоединяясь к имени существительному или прилагательному образуют отвлеченные понятия, обозначающие отсутствие чего-либо:

мѕдениет культура мѕдениетсіздік безкультурие
абай осторожный абайсыздыќ неосторожность
ажар привлекательный ажарсыздыќ непривлекательность
баќыт счастье баќытсыздыќ несчастье, беда
дін вера, религия дінсіздік атеизм
ѕдеп приличие ѕдепсіздік невоспитанность

-лас/лес~дас/дес~тас/тес - Эти суффиксы присоединяясь к имени существительному образуют название предметов или лиц объединенных чем-либо:

заман время замандас современник
парта парта парталас сидящий за той же партой
жол дорога жолдас спутник, товарищ
ќарын живот ќарындас сестра
ѕріп буква ѕріптес коллега, партнер
дѕм вкус дѕмдес приятель, знакомый

-хана - образует чаще всего названия общественных заведений:

кітап книга кітапхана библиотека
мейрам праздник мейрамхана ресторан
жатаќ лежбище жатаќхана общежитие
ѕжет нужда ѕжетхана туалет
ас пища асхана столовая
шебер мастер шеберхана мастерская

-паз - образует от существительных или прилагательных название лиц для которых исходное существительное характеризует отличительное свойство:

жем корм жемпаз прожорливый
жењім победа жењімпаз победитель
љнер искусство љнерпаз мастер
ѕсем красивый ѕсемпаз щеголь
ас пища аспаз повар
наным вера нанымпаз доверчивый
дауыл буря дауылпаз буревестник

 -кџнем - образует  название лиц для которых исходное существительное характеризует отличительное свойство. Слова образованные с помощью этого суффикса носят негативный оттенок

ќас враг, злой ќаскџнем враг, злодей
мас хмельной, пьяный маскџнем пьяница
пайда польза пайдакџнем стяжатель

-кер - близок по значению с суффиксами паз и шы/ші

ќызмет работа, служба ќызметкер работник
ѓарыш космос ѓарышкер космонавт
жауап вопрос жауапкер обвиняемый
айып вина айыпкер виновный
кѕсіп промысел кѕсіпкер предприниматель

-ма/ме~ба/бе~па/пе - Эти суффиксы образуют имена существительные от глагольных основ со значением результата выполнения действия:

жаз- писать жазба надпись
шыѓар- выпускать, издавать  шыѓарма произведение
ескерт- напоминать ескертпе записка
баянда- делать доклад баяндама доклад
бџк- загнуть бџкпе складка
бас- печатать баспа издание

-ќы/кі~ѓы/гі - Эти суффиксы образуют имена существительные от глагольных основ со значением инструмента или средства, с помощью которого выполняется это действие:

бђр- поворачивать бђрѓы сверло
сџз- цедить сџзгі фильтр
ќондыр- устанавливать ќондырѓы установка
шап-  рубить шапќы тяпка
шал- зарезать шалѓы коса
ашыт- заквасить ашытќы дрожжи

-ым/ім~м - Эти суффиксы образуют имена существительные от глагольных основ со значением результата выполнения действия:

біл- знать білім знание
келіс- договориться келісім договор
тоќта- остановиться тоќтам решение
сљйле- говорить сљйлем предложение
байла- связать байлам связка
шыда- терпеть шыдам терпение

-ыс/іс~с - Эти суффиксы образуют имена существительные от глагольных основ со значением состояния или действия:

айт- говорить айтыс диспут
кџре- сгребать, бороться кџрес борьба
шайќа- взбалтывать шайќс сражение
тап- найти табыс доход
жењ- победить жењіс победа
тала- грабить талас спор

-аќ/ек~ыќ/ік~ќ/к - Эти суффиксы образуют от глагольных основ имена существительные с различными значениями: 

сђра- спрашивать сђраќ вопрос
ќайра- точить ќайраќ точило
тљс- спускаться тљсек постель
кљр- видеть кљрік облик
кџре- загребать кџрек лопата
тџсін- понимать тџсінік понятие
жџр- идти жџрек сердце
тіре- подпирать тірек опора

-ќыш/кіш~ѓыш/гіш - Эти суффиксы образуют от глагольных основ имена существительные со значением инструмента действия: 

бас- нажимать басќыш лестница
љшір- заглушать љшіргіш глушитель
сџз- цедить сџзгіш фильтр
бђра- крутить бђраѓыш отвертка
жап- закрывать жапќыш задвижка
ескерт- напоминать ескерткіш памятник

-ын/ін~н - Эти суффиксы образуют от глагольных основ имена существительные со значением следствия действия: 

шыќ- выходить шыѓын утрата
жи- собирать жиын собрание
тџй упаковывать тџйін узел
толќы- колебаться толќын волна
бора- кружить боран буран
ек- сажать егін урожай

 -ыш/іш~ш - Эти суффиксы образуют от глагольных основ имена существительные с различным значением:

ќуан- радоваться ќуаныш радость
саѓын- грустить саѓыныш грусть
таян- упираться таяныш упор, подпорка
љкін- раскаиваться љкініш раскаяние
љтін- просить љтініш просьба
бџркен- закрываться бџркеніш завеса

-ѓын/гін~ќын/кін - Эти суффиксы образуют имена существительные от глагольных основ с различным значением:

тђр- стоять, жить тђрѓын жилец, постоялец
тас- прибывать тасќын приток, прилив
ќаш- убегать ќашќын беглец
тіз выстраивать в ряд тізгін поводок
ќу- гнать ќуѓын погоня
љс- расти љскін отросток

-ынды/інді - Эти суффиксы образуют имена существительные от глагольных основ со значением результата выполнения действия:

ќорыт- заключить ќорытынды вывод
ту- родить туынды произведение
тік- шить тігінді подшивка
џй- собирать в кучу џйінді куча
кес- резать кесінді срез
еріт- растворять ерітінді раствор

-ма/ме~ба/бе~па/пе - Эти суффиксы образуют имена существительные с различным значением от глагольных:

іл- висеть ілмек петля
ќаќ- бить, пробить ќаќпаќ крышка
жђм- жмурить (глаза) жђмбаќ загадка
шаќ- колоть шаќпаќ зажигалка, кремень
бат- погружаться батпаќ болото
сал- положить салмаќ вес, нагрузка

-мыс/міс - Эти суффиксы образуют имена существительные от глагольных основ со значением результата выполнения действия:

тђр- жить тђрмыс жизнь
же- кушать жеміс фрукт
бол- быть болмыс бытие, факт
тара- расчленяться тарамыс жилка

 

Категория числа

      В казахском языке имена существительные могут иметь форму единственного и множественного чисел. Форма единственного числа совпадает с основой, а форма множественного числа образуется с помощью окончаний: лар/лер~дар/дер~тар/тер:  
-лар/лер - присоединяется к основам на гласные и р, л, й, у;
-дар/дер - присоединяется к основам ж, з, л, м, н, њ;
-тар/тер -
присоединяется к основам на глухие согласные и б, в, г, д.

Например:

кісі человек кісі-лер человек
ќала город  ќала-лар  города 
тау гора тау-лар горы
ќыз девушка ќыз-дар    девушки
гџл цветок гџлдер цветы
жігіт парень жігіт-тер парни
ќасыќ ложка ќасыќ-тар ложки
геолог геолог геолог-тар геологи

 

Категория притяжательности

     Имени существительному в казахском языке свойственна категория притяжательности. Она позволяет в одном слове выражать и предмет обладания и лицо обладателя. Например в слове басым "моя голова" формант -ым обозначает, что предмет принадлежит первому лицу. 
          В зависимости от фонетических закономерностей категория принадлежности выражается следующими вариантами окончаний

лицо Единственное число Множественное число
  к основам на гласные к основам на согласные к основам на гласные к основам на согласные
1-е -ым/ім -мыз/міз  -ымыз/іміз
2-е -ыњ/іњ -њдар/њдер -ыњ/іњ
2-е -њыз/њіз -ыњыз/іњіз -њыздар/њіздер -ыњыздар/іњіздер
3-е -сы/сі

-ы/і

-сы/сі

-ы/і

     Имеются четыре способа выражения принадлежности:
1) Субъект принадлежности и объект принадлежности стоят в единственном числе (меніњ кемем моя лодка).
2) Субъект принадлежности стоит в единственном числе, а объект - во множественном (меніњ кемелерім мои лодки).
3) Субъект принадлежности стоит во множественном числе, а объект - в единственном (біздіњ кемем наша лодка).
4) Субъект и объект принадлежности стоят во множественном числе (біздіњ кемелерім наши лодки).

Пример изменения существительного кеме лодка:

1-е л.
2-е л.
2-е л.
3-е л.
меніњ кемем    моя лодка
сеніњ кемењ
сіздіњ кемењіз
оныњ кемесі
біздіњ кемеміз    наша лодка
сендердіњ кемењдер
сіздердіњ кемењіздер
олардыњ кемесі 
     
1-е л.
2-е л.
2-е л.
3-е л.
меніњ кемелерім   мои лодки
сеніњ кемелеріњ
сіздіњ кемелеріњіз
оныњ кемелері
біздіњ кемелеріміз    наши лодки
сендердіњ кемелеріњдер
сіздердіњ кемелеріњіздер
олардыњ кемелері 

     При присоединении аффиксов принадлежности к основам на к, ќ , п они переходят в звонкие г, ѓ, б.

пышаќ нож пышаѓым мой нож
кітап книга кітабыњ твоя книга
есік дверь есігі его дверь
тамаќ горло тамаѓыњыз Ваше горло

     

Категория падежа

     В казахском языке имеется 7 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, местный, исходный и творительный падежи 

Именительный падеж

     Именительный падеж отвечает на вопросы кім? кто?, не? что?. Именительный падеж не имеет специального показателя. Его форма совпадает с основой слова. Основные функции именительного падежа:

1) Существительное в именительном падеже выполняет роль подлежащего:
Ѓалымжан кітапты оќып тђрады. - Галымжан читает книгу.
Ѕкем ќаладан ќайтты. - Отец вернулся из города.

2) Существительное в форме именительного падежа может выражать прямое дополнение
Мен жџк ѕкелдім - Я принес багаж.
Айгџл хат жазды - Айгуль написала письмо. 

3) Существительное в форме именительного падежа может использоваться в качестве определения:
Біз тас џйде тђрамыз - Мы живем в каменном доме.
Менде алтын саѓат жоќ - У меня нет золотых часов.

Родительный падеж

     Родительный падеж отвечает на вопросы кімніњ? чей?, неніњ? чего?. Показателем родительного падежа являются окончания -ныњ/ніњ~дыњ/діњ~тыњ/тіњ.
-ныњ/ніњ -
присоединяется к основам на гласные и м, н, њ;
-дыњ/діњ -
присоединяется к основам на гласные и р, л, й, у, з, ж;
-тыњ/тіњ -
присоединяется к основам на глухие согласные и б, в, г, д.
Например:

бала ребенок бала-ныњ ребенка
кеме лодка кеме-ніњ лодки
ѕкем мой отец ѕкем-ніњ моего отца
џй дом џй-діњ дома
ќыз девушка ќыз-дыњ девушки
белес холм белес-тіњ холма
ќђс птица ќђс-тыњ птицы
Асќаров Аскаров Асќаров-тыњ Аскарова

      Основная функция существительного в форме родительного падежа - выражение определения по принадлежности. Определяемое при этом всегда стоит в лично-притяжательной форме 3-го лица:
Кљршімніњ баласы мектепте оќиды - Сын моего соседа учится в школе.
Ауылдыњ кљшелері кењ - Улицы деревни широкие. 
 

Дательный падеж

     Дательный падеж отвечает на вопросы кімге? кому?, неге? чему?, ќайда? где?  Показателем дательного  падежа являются окончания -ѓа/ге~ќа/ке~на/не~а/е.
-ѓа/ге -
присоединяется к основам на гласные и звонкие согласные.
-ќа/ке -
присоединяется к основам на глухие согласные и б, в, г, д
-на/не -
присоединяется к именам в лично-притяжательной форме 3-го лица;
-а/е - присоединяется к именам в лично-притяжательной форме 1-го и 2-го лиц (окончания -м и -њ)

Например:

орман лес орманѓа  в лес 
тљбе потолок  тљбеге  на потолок 
ќап  мешок  ќапќа  в мешок 
Олег  Олег  Оллегке  Олегу 
ќалам  мой город  ќаламѓа  в мой город 
ѕкењ  твой отец  ѕкење  твоему отцу 
мектебі  его школа  мектебіне  в его школу 
ќызы его дочь ќызына  его дочери 

     Основные функция существительного, стоящего в форме дательного падежа в предложении - дополнение. Дательный падеж выражает:

1) Направление движения:
Мен базарѓа барамын - Я иду на рынок
Ѕкем бљлмеге кірді - Отец вошел в комнату

2) Адресат действия
Мен досыма хат жаздым - Я написал другу письмо
Ол маѓан айтты - Он мне сказал 

3) Цель действия действия
Дџкенге нанѓа бару керек - Надо сходить в магазин за хлебом
Олар орманѓа жидекке барды - Они пошли в лес за ягодами 

Винительный падеж

     Винительный падеж отвечает на вопросы кімді? кого?, нені? что? Показателем дательного  падежа являются окончания -ны/ні~ды/ді~н.
-ны/ні -
присоединяется к основам на гласные.
-ды/ді -
присоединяется к основам на звонкие согласные кроме б, в, г, д
-ты/ті -
присоединяется к основам на глухие согласные и б, в, г, д;
-н - присоединяется к именам в лично-притяжательной форме 3-го лица

дала степь дала-ны степь
кљрме выставка кљрме-ні выставку
ђстаз преподаватель ђстаз-ды преподавателя
џстел стол џстел-ді стол
кітап книга кітап-ты книгу
ѕйнек стекло ѕйнек-ті стекло
басы его голова басы-н его голову

     Существительное в винительном падеже используется для выражения прямого дополнения, если прямое дополнение - известный говорящему, конкретный предмет. Однако если речь идет о неопределенном предмете, или прямое дополнение логически не выделяется то вместо винительного падежа используется именительный:

Мен алма сатып алдым - Я купил яблок
Мен алманы сатып алдым - Я купил яблоки
Ол сол кітапты ѕкелді - Он принес ту книгу 

Местный падеж

     Местный падеж отвечает на вопросы кімде? у кого?, неде? у чего?, ќайда? где?  Показателем дательного  падежа являются окончания -да/де~та/те~нда/нде.
-да/де -
присоединяется к основам на гласные и звонкие согласные, кроме б, в, г, д.
-та/те -
присоединяется к основам на глухие согласные и б, в, г, д
-нда/нде
- присоединяется к именам в лично-притяжательной форме 3-го лица

Например:

 кљл озеро  кљлде  в озере 
 таќта доска  таќтада  на доске 
 жаќ сторона  жаќта  на стороне 
 кљйлек платье  кљйлекті  на платье 
 інісі его брат  інісінде  у его брата 
 кітабы его книга  кітабында  в его книге 

     Основное значение имени существительного в местном падеже - обстоятельство места и времени:
Жазда мен ѕжеме ќонаќќа барды - Летом я ездил в гости к бабушке.
Бљлмемізде џш теледидар бар -
В нашей комнате есть три телевизора.
Меніњ інім ќалада тђрады -
Мой брат живет в городе.  

Исходный падеж

Исходный падеж отвечает на вопросы кімнен? от (из) кого?, неден? от (из) чего?, ќайдан? откуда?  Показателем дательного  падежа являются окончания -нан/нен~дан/ден~тан/тен.
-дан/ден -
присоединяется к основам на гласные и звонкие согласные, кроме б, в, г, д, м, н, њ.
-
нан/нен - присоединяется к основам на м, н, њ, и к именам в лично-притяжательной форме 3-го лица;
-тан/тен - присоединяется к именам на глухие согласные и б, в, г, д

Например:

ќала город  ќаладан  из города 
кісі человек  кісіден  от человека 
џй дом  џйден  из дома 
жолдасы  его товарищ  жолдасынан  от его товарища 
сењ  льдина  сењнен из льдины
анам  моя мать анамнан   от моей матери 
хат письмо  хаттан  из письма 
Маѓжанов Магжанов  Маѓжановтан  от Магжанова 

Имена в форме исходного падежа обычно выражают

1) Исходную точку движения:
Мен џйімнен шыќтым - Я вышел из дому.
Олар астанадан келді - Они приехали из столицы.

2) Начальную точку отсчета времени
Бџгінгі кџннен бастап біз мђнда істейміз - Начиная с сегодняшнего дня мы будем работать здесь.
Ол кџзден мектепте оќиды - Он учиться в школе с осени.

3) Материал, из которого изготовлен предмет:
Бљрік наѓыз жџннен істелген - Шапка сделана из чистой шерсти.
Мынау бђйым темірден жасалѓан - Это изделие выполнено из металла.

4) Источник информации, сведений
Мен ол туралы радиодан тыњдадым - Я слышал о нем по радио.
Бђл хабар теледидардан жиі беріледі - Эта программа часто передается по телевизору.

5) Причину действия
Жањбыр болѓандыќтан кешіктім - Я опоздал из-за дождя.
Одан калуым керек - Из-за него я должен остаться.

6) Предмет сравнения
Бђл џй сол џйден џлкен - Этот дом выше того дома.
Інім Шѕкеннен жаќсыраќ оќиды - Мой младший брат учиться лучше чем Шакен.

Исходный падеж употребляется с такими глаголами, как бояться, стесняться, избегать и т. д.:
Сен онымен кездесуден ќашасыњ ба? - Ты избегаешь с ним встречи?
Балам ќарањѓыдан ќорќады - Мой сын боится темноты

Творительный падеж

Творительный падеж отвечает на вопросы кіммен? с кем?, немен? с чем?, чем?  Показателем творительного  падежа являются окончания -мен~бен~тен, -менен~бенен~тенен .
-мен(ен) -
присоединяется к основам на гласные и звонкие согласные, кроме б, в, г, д, ж, з.
-
бен(ен) - присоединяется к основам на ж, з.
-пен(ен)
- присоединяется к основам на глухие согласные и б, в, г, д;

мѕшине машина мѕшинемен на машине
досым мой друг досыммен с моим другом
ќыз девушка ќызбен с девушкой
гараж гараж гаражбен с гаражом
ќасыќ ложка ќасыќпен ложкой
Жолдасов Жолдасов Жолдасовпен с Жолдасовым

Имена в форме творительного падежа обычно используется для выражения

1) Соучастника действия:
Олжас досымен мейрамханаѓа барѓан - Олжас с друзьями ходил в ресторан.
Біз институтта ќызымен оќиганбыз - Мы учились в институте с его дочерью.

2) Инструмента или средства действия:
Тоќтар мѕшинесімен келді - Токтар приехал на машине.
Ол ќаламмен жазып жатыр - Он пишет ручкой.
Мен нанмен жеймін - Я ем с хлебом.

3) Обстоятельства образа действия:
Жылы шыраймен ќабылдаѓаныњызѓа раќмет -  Спасибо за теплый прием.
Шын жџрегіммен алѓыс айтамын - Сердечно благодарю.

4) Дополнение при сказуемом, выраженном глаголом в форме совместного залога:
Биыл мен Сѕрсенмен кездеспегенмін - В этом году я не встречался с Сарсеном.
Біз онымен жазысып тђрамыз - Мы переписываемся с ним.


Притяжательная форма

     Притяжательная форма по значению совпадает с родительным падежом, однако имя существительное в форме родительного падежа не используется в качестве сказуемого. В качестве сказуемого используется эквивалентная притяжательная форма:
Олжастыњ ќаламы <=> ќалам Олжастікі - ручка Олжаса
меніњ џйім <=> џй менікі - дом мой

     Притяжательная форма отвечает на вопрос кемдікі? чей? и ненікі? чего? Она образуется с помощью суффиксов нікі~дікі~тікі. (эти суффиксы не подчиняются сингармонизму)
-нікі
- присоединяется к основам на гласные
-дікі
-
присоединяется к основам на звонкие согласные, кроме б, в, г, д
тікі
- присоединяется к основам на глухие согласные и б, в, г, д

бала ребенок баланікі ребенка
ќыз девушка ќыздікі девушки
мђѓалім преподаватель мђѓалімдіки преподавателя
мектеп школа мектептікі школы
Ќђрмаш Курмаш Ќђрмаштікі Курмаша
Ѕлимов Алимов Ѕлимовтікі Алимова


Личные окончания сказуемости

     Имя существительное в казахском языке может выполнять функцию сказуемого. В таком случае оно согласуется с подлежащим в лице и числе:  
Мен студентпін - Я студент
Сен студентсіњ - Ты студент
Сендер студентсіњдер - Вы студенты

     Имеются следующие личные окончания

Лицо Единственное число Множественное число
1-е
2-е
2-е
3-е
-мын/мін~бын/бін~пын/пін
-сыњ/сіњ
-сыз/сіз
-
-мыз/міз~быз/біз~пыз/піз
-сыњдар/сіњдер
-сыздар/сіздер
-

     Как видно, только окончания -мын/мін~бын/бін~пын/пін и -мыз/міз~быз/біз~пыз/піз имеют несколько вариантов начального согласного:
-мын/мін и -мыз/міз присоединяются к основам на гласные и звонкие согласные, кроме б, в, г, д, ж, з 
-бын/бін и -быз/біз присоединяются к основам на ж, з 
-пын/пін и -пыз/піз присоединяются к основам на глухие согласные и б, в, г, д    

лицо Единственное число Множественное число
1-е
2-е
2-е
3-е
мен оќушымын
сен оќушысыњ
сіз оќушысыз
ол оќушы
я ученик
ты ученик
Вы ученик
он ученик
біз оќушымыз
сендер оќушысыњдар
сіздер оќушысыздар
олар оќушы
мы ученики
вы ученики
Вы ученики
они ученики

     Отрицательная форма образуется с помощью спрягаемого слова емес:

лицо Единственное число Множественное число
1-е
2-е
2-е
3-е
мен оќушы емеспін
сен оќушы емессіњ
сіз оќушы емессіз
ол оќушы емес
я не ученик
ты не ученик
Вы не ученик
он не ученик
біз оќушы емеспіз
сендер оќушы емессіњдер
сіздер оќушы емессіздер
олар оќушы емес
мы не ученики
вы не ученики
Вы не ученики
они не ученики