Имя существительное
Имя
существительное - часть речи, которая
обозначает предмет и отвечает на вопросы кім?
кімдер? кто?,
не? нелер? что?.
Вопросы кім? кімдер? относятся
только к одушевленным существительным,
обозначающим людей, а не?
нелер? - ко
всем остальным, включая животных. Имени
существительному в казахском языке
свойственны категории числа,
притяжательности, падежа.
По
значению имена существительные делятся
на 8 типов: нарицательные, собственные,
конкретные, абстрактные, одушевленные,
неодушевленные, вещественные и
собирательные
Тип |
Примеры |
Нарицательные |
Жалпы есім |
џй, аѓаш,
тас, дѕптер, атыс, ит, ќђс |
Собственные |
Жалќы есім |
Тарлан,
Ѕсем, Ќазаќстан, Мѕскеу |
Конкретные |
Наќтылы |
зат,
кісі, ќаѓаз, алма, аѓаш, белес, ќалам |
Абстрактные |
Абстрактылы |
сезім,
достыќ, ой, махаббат, ќуаныш |
Одушевленные |
Жанды |
ќыз,
жігіт, ќђс, ањ, кісі, сиыр, лаќ, емші |
Неодушевленные |
Жансыз |
жартас,
кітап, кілем, тау, ауыл, теледидар |
Вещественные |
Заттыќ |
су, ќант,
темір, ауа, газ, ќышќыл, тђз, сџт |
Собирательные |
Жинактау |
ањ, ќђс,
туѓан-туыс, азыќ-тџлік, кљкљніс |
Вещественные и отвлеченные
существительные употребляются только в
единственном числе
По
способу образования имена
существительные делятся на
непроизводные и производные.
Непроизводные (негізгі)
представляют собой основы слов без
словообразовательных суффиксов: тас,
жол, адам, џй, сљз.
Производные (туынды) образованы от
непроизводных с помощью
словообразовательных аффиксов емші,
сезім, ќоныс, жолдас
По
составу имена существительные
делятся на простые (дара)
и сложные (кџдерлі). Последние
в свою очередь делятся на сращенно-слитные
(біріккен), парные (ќосарланѓан),
сложносокращенные (ќысќарѓан),
составные (ќђрама). Сращенно-слитные
делятся на сращенные (кіріккен)
и слитные (біріккен)
Тип |
Примеры |
Простые |
одаќ, пікір, тас, кісі, дѕрігер |
Сложные |
Сращенно-слитные |
Сращенные |
білезік (<білек жџзік), белбеу
(<бел бау) |
Слитные |
аќсџйек, Ќызылќђм, Аќбота,
атамекен, ќосаяќ |
Парные |
бала-шаѓа, тџйе-мџйе, ата-ана,
ѕл-ќуат |
Сложносокращенные |
ЌР, ЌРЂЃА, ВАЗ 2106, т.б., кг,
медпункт |
Составные |
сары май, сырт киім, ђлы жџз,
ауа райы |
Словообразовательные
суффиксы
Словообразовательные суффиксы служат
для образования новых существительных от
основ других существительных, глаголов,
прилагательных или числительных.
Наиболее часто употребляются следующие
из них:
-шы/ші - Эти
суффиксы присоединяясь к именам
существительным образуют новые
существительные, обозначающие профессию,
должность, род занятий и т. д:
хат |
письмо |
хатшы |
секретарь |
тарих |
история |
тарихшы |
историк |
ѕн |
песня |
ѕнші |
певец |
ем |
лекарство |
емші |
врач,
лекарь |
ањ |
зверь |
ањшы |
охотник |
-лыќ/лік~дыќ/дік~тыќ/тік - Эти
суффиксы присоединяясь к именам
прилагательным образуют отвлеченные
понятия:
жас |
молодой |
жастыќ |
молодость |
ќарт |
старый |
ќарттыќ |
старость |
ќиын |
трудный |
ќиындыќ |
трудность |
аќымаќ |
глупый |
аќымаќтыќ |
глупость |
-шылыќ/шілік -
(<шы+лыќ) Эти суффиксы присоединяясь к имени
существительному или прилагательному
образуют отвлеченные понятия
мол |
скот |
молшылыќ |
скотоводство |
шаруа |
крестьянин |
шаруашылыќ |
хозяйство |
бас |
голова,
верхушка |
басшылыќ |
руководство |
ќиын |
трудный |
ќиыншылыќ |
трудность |
малай |
батрак,
слуга |
малайшылыќ |
прислужничество |
паќыр |
нищий,
бедный |
паќыршылыќ |
бедность |
-сыздыќ/сіздік -
(<сыз+лыќ) Эти суффиксы присоединяясь к имени
существительному или прилагательному
образуют отвлеченные понятия,
обозначающие отсутствие чего-либо:
мѕдениет |
культура |
мѕдениетсіздік |
безкультурие |
абай |
осторожный |
абайсыздыќ |
неосторожность |
ажар |
привлекательный |
ажарсыздыќ |
непривлекательность |
баќыт |
счастье |
баќытсыздыќ |
несчастье,
беда |
дін |
вера,
религия |
дінсіздік |
атеизм |
ѕдеп |
приличие |
ѕдепсіздік |
невоспитанность |
-лас/лес~дас/дес~тас/тес - Эти
суффиксы присоединяясь к имени
существительному образуют название
предметов или лиц объединенных чем-либо:
заман |
время |
замандас |
современник |
парта |
парта |
парталас |
сидящий
за той же партой |
жол |
дорога |
жолдас |
спутник,
товарищ |
ќарын |
живот |
ќарындас |
сестра |
ѕріп |
буква |
ѕріптес |
коллега,
партнер |
дѕм |
вкус |
дѕмдес |
приятель,
знакомый |
-хана -
образует чаще всего названия
общественных заведений:
кітап |
книга |
кітапхана |
библиотека |
мейрам |
праздник |
мейрамхана |
ресторан |
жатаќ |
лежбище |
жатаќхана |
общежитие |
ѕжет |
нужда |
ѕжетхана |
туалет |
ас |
пища |
асхана |
столовая |
шебер |
мастер |
шеберхана |
мастерская |
-паз -
образует от существительных или
прилагательных название лиц для которых
исходное существительное характеризует
отличительное свойство:
жем |
корм |
жемпаз |
прожорливый |
жењім |
победа |
жењімпаз |
победитель |
љнер |
искусство |
љнерпаз |
мастер |
ѕсем |
красивый |
ѕсемпаз |
щеголь |
ас |
пища |
аспаз |
повар |
наным |
вера |
нанымпаз |
доверчивый |
дауыл |
буря |
дауылпаз |
буревестник |
-кџнем -
образует название лиц для которых
исходное существительное характеризует
отличительное свойство. Слова
образованные с помощью этого суффикса
носят негативный оттенок
ќас |
враг, злой |
ќаскџнем |
враг,
злодей |
мас |
хмельной,
пьяный |
маскџнем |
пьяница |
пайда |
польза |
пайдакџнем |
стяжатель |
-кер -
близок по значению с суффиксами паз
и шы/ші
ќызмет |
работа,
служба |
ќызметкер |
работник |
ѓарыш |
космос |
ѓарышкер |
космонавт |
жауап |
вопрос |
жауапкер |
обвиняемый |
айып |
вина |
айыпкер |
виновный |
кѕсіп |
промысел |
кѕсіпкер |
предприниматель |
-ма/ме~ба/бе~па/пе - Эти
суффиксы образуют имена существительные
от глагольных основ со значением
результата выполнения действия:
жаз- |
писать |
жазба |
надпись |
шыѓар- |
выпускать,
издавать |
шыѓарма |
произведение |
ескерт- |
напоминать |
ескертпе |
записка |
баянда- |
делать
доклад |
баяндама |
доклад |
бџк- |
загнуть |
бџкпе |
складка |
бас- |
печатать |
баспа |
издание |
-ќы/кі~ѓы/гі - Эти
суффиксы образуют имена существительные
от глагольных основ со значением
инструмента или средства, с помощью
которого выполняется это действие:
бђр- |
поворачивать |
бђрѓы |
сверло |
сџз- |
цедить |
сџзгі |
фильтр |
ќондыр- |
устанавливать |
ќондырѓы |
установка |
шап- |
рубить |
шапќы |
тяпка |
шал- |
зарезать |
шалѓы |
коса |
ашыт- |
заквасить |
ашытќы |
дрожжи |
-ым/ім~м - Эти
суффиксы образуют имена существительные
от глагольных основ со значением
результата выполнения действия:
біл- |
знать |
білім |
знание |
келіс- |
договориться |
келісім |
договор |
тоќта- |
остановиться |
тоќтам |
решение |
сљйле- |
говорить |
сљйлем |
предложение |
байла- |
связать |
байлам |
связка |
шыда- |
терпеть |
шыдам |
терпение |
-ыс/іс~с - Эти
суффиксы образуют имена существительные
от глагольных основ со значением состояния
или действия:
айт- |
говорить |
айтыс |
диспут |
кџре- |
сгребать,
бороться |
кџрес |
борьба |
шайќа- |
взбалтывать |
шайќс |
сражение |
тап- |
найти |
табыс |
доход |
жењ- |
победить |
жењіс |
победа |
тала- |
грабить |
талас |
спор |
-аќ/ек~ыќ/ік~ќ/к
- Эти
суффиксы образуют от глагольных основ
имена существительные с различными
значениями:
сђра- |
спрашивать |
сђраќ |
вопрос |
ќайра- |
точить |
ќайраќ |
точило |
тљс- |
спускаться |
тљсек |
постель |
кљр- |
видеть |
кљрік |
облик |
кџре- |
загребать |
кџрек |
лопата |
тџсін- |
понимать |
тџсінік |
понятие |
жџр- |
идти |
жџрек |
сердце |
тіре- |
подпирать |
тірек |
опора |
-ќыш/кіш~ѓыш/гіш
- Эти
суффиксы образуют от глагольных основ
имена существительные со значением
инструмента действия:
бас- |
нажимать |
басќыш |
лестница |
љшір- |
заглушать |
љшіргіш |
глушитель |
сџз- |
цедить |
сџзгіш |
фильтр |
бђра- |
крутить |
бђраѓыш |
отвертка |
жап- |
закрывать |
жапќыш |
задвижка |
ескерт- |
напоминать |
ескерткіш |
памятник |
-ын/ін~н
- Эти
суффиксы образуют от глагольных основ
имена существительные со значением
следствия действия:
шыќ- |
выходить |
шыѓын |
утрата |
жи- |
собирать |
жиын |
собрание |
тџй |
упаковывать |
тџйін |
узел |
толќы- |
колебаться |
толќын |
волна |
бора- |
кружить |
боран |
буран |
ек- |
сажать |
егін |
урожай |
-ыш/іш~ш
- Эти
суффиксы образуют от глагольных основ
имена существительные с
различным значением:
ќуан- |
радоваться |
ќуаныш |
радость |
саѓын- |
грустить |
саѓыныш |
грусть |
таян- |
упираться |
таяныш |
упор,
подпорка |
љкін- |
раскаиваться |
љкініш |
раскаяние |
љтін- |
просить |
љтініш |
просьба |
бџркен- |
закрываться |
бџркеніш |
завеса |
-ѓын/гін~ќын/кін - Эти
суффиксы образуют имена существительные
от глагольных основ с различным значением:
тђр- |
стоять,
жить |
тђрѓын |
жилец,
постоялец |
тас- |
прибывать |
тасќын |
приток,
прилив |
ќаш- |
убегать |
ќашќын |
беглец |
тіз |
выстраивать
в ряд |
тізгін |
поводок |
ќу- |
гнать |
ќуѓын |
погоня |
љс- |
расти |
љскін |
отросток |
-ынды/інді - Эти
суффиксы образуют имена существительные
от глагольных основ со значением
результата выполнения действия:
ќорыт- |
заключить |
ќорытынды |
вывод |
ту- |
родить |
туынды |
произведение |
тік- |
шить |
тігінді |
подшивка |
џй- |
собирать
в кучу |
џйінді |
куча |
кес- |
резать |
кесінді |
срез |
еріт- |
растворять |
ерітінді |
раствор |
-ма/ме~ба/бе~па/пе - Эти
суффиксы образуют имена существительные
с различным значением от глагольных:
іл- |
висеть |
ілмек |
петля |
ќаќ- |
бить,
пробить |
ќаќпаќ |
крышка |
жђм- |
жмурить (глаза) |
жђмбаќ |
загадка |
шаќ- |
колоть |
шаќпаќ |
зажигалка,
кремень |
бат- |
погружаться |
батпаќ |
болото |
сал- |
положить |
салмаќ |
вес,
нагрузка |
-мыс/міс - Эти
суффиксы образуют имена существительные
от глагольных основ со значением
результата выполнения действия:
тђр- |
жить |
тђрмыс |
жизнь |
же- |
кушать |
жеміс |
фрукт |
бол- |
быть |
болмыс |
бытие,
факт |
тара- |
расчленяться |
тарамыс |
жилка |
Категория
числа
В
казахском языке имена существительные
могут иметь форму единственного и
множественного чисел. Форма единственного
числа совпадает с основой, а форма
множественного числа образуется с помощью
окончаний: лар/лер~дар/дер~тар/тер:
-лар/лер -
присоединяется к основам на гласные и р,
л, й, у;
-дар/дер - присоединяется
к основам ж, з, л, м, н, њ;
-тар/тер - присоединяется
к основам на глухие согласные и
б, в, г, д.
Например:
кісі |
человек |
кісі-лер |
человек |
ќала |
город |
ќала-лар |
города |
тау |
гора |
тау-лар |
горы |
ќыз |
девушка |
ќыз-дар
|
девушки |
гџл |
цветок |
гџлдер |
цветы |
жігіт |
парень |
жігіт-тер |
парни |
ќасыќ |
ложка |
ќасыќ-тар |
ложки |
геолог |
геолог |
геолог-тар |
геологи |
Категория притяжательности
Имени существительному в
казахском языке свойственна категория
притяжательности. Она позволяет в одном
слове выражать и предмет обладания и лицо
обладателя.
Например в слове басым
"моя голова"
формант -ым обозначает,
что предмет принадлежит первому лицу.
В зависимости
от фонетических закономерностей
категория принадлежности выражается
следующими вариантами окончаний
лицо |
Единственное число |
Множественное число |
|
к основам на гласные |
к основам на согласные |
к основам на гласные |
к основам на согласные |
1-е |
-м |
-ым/ім |
-мыз/міз |
-ымыз/іміз |
2-е |
-њ |
-ыњ/іњ |
-њдар/њдер |
-ыњ/іњ |
2-е |
-њыз/њіз |
-ыњыз/іњіз |
-њыздар/њіздер |
-ыњыздар/іњіздер |
3-е |
-сы/сі |
-ы/і
|
-сы/сі
|
-ы/і
|
Имеются четыре
способа выражения принадлежности:
1) Субъект принадлежности и объект
принадлежности стоят в единственном
числе (меніњ кемем моя
лодка).
2) Субъект принадлежности стоит в
единственном числе, а объект - во
множественном (меніњ кемелерім
мои лодки).
3) Субъект принадлежности стоит во
множественном числе, а объект - в
единственном (біздіњ кемем наша
лодка).
4) Субъект и объект принадлежности стоят
во множественном числе (біздіњ
кемелерім наши лодки).
Пример изменения
существительного кеме лодка:
1-е л.
2-е л.
2-е л.
3-е л. |
меніњ
кемем моя
лодка
сеніњ кемењ
сіздіњ кемењіз
оныњ кемесі |
біздіњ
кемеміз наша
лодка
сендердіњ кемењдер
сіздердіњ кемењіздер
олардыњ кемесі |
|
|
|
1-е л.
2-е л.
2-е л.
3-е л. |
меніњ
кемелерім мои
лодки
сеніњ кемелеріњ
сіздіњ кемелеріњіз
оныњ кемелері |
біздіњ
кемелеріміз наши
лодки
сендердіњ кемелеріњдер
сіздердіњ кемелеріњіздер
олардыњ кемелері |
При
присоединении аффиксов принадлежности к
основам на к, ќ
, п они переходят в
звонкие г, ѓ, б.
пышаќ |
нож |
пышаѓым |
мой нож |
кітап |
книга |
кітабыњ |
твоя
книга |
есік |
дверь |
есігі |
его дверь |
тамаќ |
горло |
тамаѓыњыз |
Ваше
горло |
Категория
падежа
В
казахском языке имеется 7 падежей:
именительный, родительный, дательный,
винительный, местный, исходный и
творительный падежи
Именительный падеж
Именительный
падеж отвечает на вопросы кім?
кто?, не?
что?. Именительный
падеж не имеет специального показателя.
Его форма совпадает с основой слова.
Основные функции именительного падежа:
1) Существительное в
именительном падеже выполняет роль
подлежащего:
Ѓалымжан кітапты оќып
тђрады. - Галымжан
читает книгу.
Ѕкем ќаладан ќайтты. -
Отец вернулся из города.
2) Существительное в форме
именительного падежа может выражать
прямое дополнение
Мен жџк ѕкелдім
-
Я принес
багаж.
Айгџл хат жазды
- Айгуль
написала письмо.
3) Существительное
в форме именительного падежа может
использоваться в качестве определения:
Біз тас џйде тђрамыз
-
Мы живем в
каменном доме.
Менде алтын саѓат
жоќ - У меня нет
золотых часов.
Родительный падеж
Родительный
падеж отвечает на вопросы кімніњ?
чей?, неніњ?
чего?.
Показателем родительного падежа
являются окончания -ныњ/ніњ~дыњ/діњ~тыњ/тіњ.
-ныњ/ніњ - присоединяется к основам
на гласные и м, н, њ;
-дыњ/діњ - присоединяется к
основам на гласные и р, л, й,
у, з, ж;
-тыњ/тіњ - присоединяется к
основам на глухие согласные и б,
в, г, д.
Например:
бала |
ребенок |
бала-ныњ |
ребенка |
кеме |
лодка |
кеме-ніњ |
лодки |
ѕкем |
мой отец |
ѕкем-ніњ |
моего
отца |
џй |
дом |
џй-діњ |
дома |
ќыз |
девушка |
ќыз-дыњ |
девушки |
белес |
холм |
белес-тіњ |
холма |
ќђс |
птица |
ќђс-тыњ |
птицы |
Асќаров |
Аскаров |
Асќаров-тыњ |
Аскарова |
Основная функция
существительного в форме родительного
падежа - выражение определения по
принадлежности. Определяемое при этом
всегда стоит в лично-притяжательной форме
3-го лица:
Кљршімніњ баласы
мектепте оќиды -
Сын моего соседа
учится в школе.
Ауылдыњ кљшелері
кењ - Улицы
деревни широкие.
Дательный падеж
Дательный падеж отвечает на вопросы
кімге?
кому?, неге?
чему?, ќайда?
где? Показателем
дательного падежа
являются окончания -ѓа/ге~ќа/ке~на/не~а/е.
-ѓа/ге - присоединяется к основам
на гласные и звонкие согласные.
-ќа/ке - присоединяется к
основам на глухие согласные и
б, в, г, д
-на/не - присоединяется к именам в
лично-притяжательной форме 3-го лица;
-а/е - присоединяется
к именам в лично-притяжательной форме 1-го и
2-го лиц (окончания -м и -њ)
Например:
орман |
лес |
орманѓа |
в лес |
тљбе |
потолок |
тљбеге |
на потолок |
ќап |
мешок |
ќапќа |
в мешок |
Олег |
Олег |
Оллегке |
Олегу |
ќалам |
мой город |
ќаламѓа |
в мой город |
ѕкењ |
твой отец |
ѕкење |
твоему отцу |
мектебі |
его школа |
мектебіне |
в его школу |
ќызы |
его дочь |
ќызына |
его дочери |
Основные функция
существительного, стоящего в форме
дательного падежа в предложении -
дополнение. Дательный падеж выражает:
1) Направление движения:
Мен базарѓа барамын - Я иду
на рынок
Ѕкем бљлмеге кірді - Отец вошел
в
комнату
2) Адресат действия
Мен досыма хат жаздым - Я
написал другу письмо
Ол маѓан айтты
- Он
мне сказал
3) Цель действия действия
Дџкенге нанѓа бару керек
-
Надо сходить в магазин за
хлебом
Олар орманѓа жидекке
барды -
Они пошли в лес за
ягодами
Винительный падеж
Винительный падеж отвечает на вопросы
кімді?
кого?, нені?
что?, Показателем
дательного падежа
являются окончания -ны/ні~ды/ді~н.
-ны/ні - присоединяется к основам
на гласные.
-ды/ді - присоединяется к
основам на звонкие согласные кроме
б, в, г, д
-ты/ті - присоединяется к
основам на глухие согласные и
б, в, г, д;
-н - присоединяется
к именам в лично-притяжательной форме 3-го
лица
дала |
степь |
дала-ны |
степь |
кљрме |
выставка |
кљрме-ні |
выставку |
ђстаз |
преподаватель |
ђстаз-ды |
преподавателя |
џстел |
стол |
џстел-ді |
стол |
кітап |
книга |
кітап-ты |
книгу |
ѕйнек |
стекло |
ѕйнек-ті |
стекло |
басы |
его голова |
басы-н |
его голову |
Существительное в винительном падеже
используется для выражения прямого
дополнения, если прямое дополнение -
известный говорящему, конкретный предмет.
Однако если речь идет о неопределенном
предмете, или прямое дополнение
логически не выделяется то вместо
винительного падежа используется
именительный:
Мен алма
сатып алдым - Я купил
яблок
Мен алманы сатып
алдым - Я купил яблоки
Ол сол кітапты ѕкелді
- Он принес ту книгу
Местный падеж
Местный падеж отвечает на вопросы
кімде? у
кого?, неде?
у чего?, ќайда?
где? Показателем
дательного падежа
являются окончания -да/де~та/те~нда/нде.
-да/де - присоединяется к основам
на гласные и звонкие согласные, кроме б, в, г, д.
-та/те - присоединяется к
основам на глухие согласные и
б, в, г, д
-нда/нде - присоединяется
к именам в лично-притяжательной форме 3-го
лица
Например:
кљл |
озеро |
кљлде |
в озере |
таќта |
доска |
таќтада |
на доске |
жаќ |
сторона |
жаќта |
на стороне |
кљйлек |
платье |
кљйлекті |
на платье |
інісі |
его брат |
інісінде |
у его брата |
кітабы |
его книга |
кітабында |
в его книге |
Основное значение
имени существительного в местном падеже -
обстоятельство места и времени:
Жазда мен ѕжеме ќонаќќа барды -
Летом
я ездил в гости к бабушке.
Бљлмемізде џш теледидар бар - В
нашей комнате есть три телевизора.
Меніњ інім ќалада тђрады - Мой
брат живет в городе.
Исходный падеж
Исходный падеж отвечает на вопросы
кімнен? от
(из) кого?, неден?
от (из) чего?, ќайдан?
откуда? Показателем
дательного падежа
являются окончания -нан/нен~дан/ден~тан/тен.
-дан/ден - присоединяется к основам
на гласные и звонкие согласные, кроме б, в, г, д,
м, н, њ.
-нан/нен - присоединяется к
основам на м, н, њ,
и к именам в лично-притяжательной
форме 3-го лица;
-тан/тен - присоединяется
к именам на глухие
согласные и б, в, г, д
Например:
ќала |
город |
ќаладан |
из города |
кісі |
человек |
кісіден |
от человека |
џй |
дом |
џйден |
из дома |
жолдасы |
его товарищ |
жолдасынан |
от его
товарища |
сењ |
льдина |
сењнен |
из льдины |
анам |
моя мать |
анамнан |
от моей
матери |
хат |
письмо |
хаттан |
из письма |
Маѓжанов |
Магжанов |
Маѓжановтан |
от
Магжанова |
Имена в форме исходного падежа
обычно выражают
1) Исходную точку движения:
Мен џйімнен шыќтым
- Я вышел из дому.
Олар
астанадан келді - Они
приехали из столицы.
2) Начальную
точку отсчета времени
Бџгінгі кџннен
бастап біз
мђнда істейміз
- Начиная
с сегодняшнего дня мы будем работать
здесь.
Ол кџзден
мектепте оќиды - Он
учиться в школе с осени.
3) Материал,
из которого изготовлен предмет:
Бљрік наѓыз
жџннен істелген - Шапка
сделана из чистой шерсти.
Мынау бђйым
темірден жасалѓан - Это
изделие выполнено из металла.
4) Источник
информации, сведений
Мен ол
туралы радиодан тыњдадым -
Я слышал о нем по радио.
Бђл хабар
теледидардан жиі беріледі - Эта
программа часто передается по телевизору.
5) Причину
действия
Жањбыр болѓандыќтан
кешіктім
- Я опоздал из-за дождя.
Одан калуым керек
- Из-за него я должен
остаться.
6) Предмет
сравнения
Бђл џй сол џйден
џлкен - Этот
дом выше того дома.
Інім Шѕкеннен
жаќсыраќ оќиды - Мой
младший брат учиться лучше чем Шакен.
Исходный
падеж употребляется с такими глаголами,
как бояться, стесняться, избегать и т. д.:
Сен онымен
кездесуден ќашасыњ
ба? - Ты
избегаешь с ним встречи?
Балам ќарањѓыдан
ќорќады - Мой сын боится
темноты
Творительный
падеж
Творительный падеж отвечает на вопросы
кіммен? с
кем?, немен?
с чем?, чем? Показателем
творительного падежа
являются окончания -мен~бен~тен,
-менен~бенен~тенен .
-мен(ен) - присоединяется к основам
на гласные и звонкие согласные, кроме б, в, г, д,
ж, з.
-бен(ен) - присоединяется к
основам на ж, з.
-пен(ен) - присоединяется к
основам на глухие согласные и б, в, г, д;
мѕшине |
машина |
мѕшинемен |
на машине |
досым |
мой друг |
досыммен |
с моим
другом |
ќыз |
девушка |
ќызбен |
с
девушкой |
гараж |
гараж |
гаражбен |
с гаражом |
ќасыќ |
ложка |
ќасыќпен |
ложкой |
Жолдасов |
Жолдасов |
Жолдасовпен |
с
Жолдасовым |
Имена в форме
творительного падежа
обычно используется для выражения
1) Соучастника
действия:
Олжас досымен
мейрамханаѓа барѓан
- Олжас с друзьями ходил в
ресторан.
Біз институтта ќызымен
оќиганбыз - Мы учились в
институте с его дочерью.
2) Инструмента или
средства действия:
Тоќтар мѕшинесімен
келді - Токтар
приехал на машине.
Ол ќаламмен
жазып жатыр - Он пишет
ручкой.
Мен нанмен жеймін - Я
ем с хлебом.
3) Обстоятельства
образа действия:
Жылы шыраймен ќабылдаѓаныњызѓа
раќмет -
Спасибо за теплый
прием.
Шын жџрегіммен
алѓыс айтамын - Сердечно
благодарю.
4)
Дополнение при сказуемом, выраженном
глаголом в форме совместного залога:
Биыл мен Сѕрсенмен
кездеспегенмін -
В этом году я не
встречался с Сарсеном.
Біз онымен
жазысып тђрамыз - Мы
переписываемся с ним.
Притяжательная форма
Притяжательная форма по значению
совпадает с родительным падежом, однако
имя существительное в форме родительного
падежа не используется в качестве
сказуемого. В качестве сказуемого
используется эквивалентная
притяжательная форма:
Олжастыњ ќаламы
<=> ќалам
Олжастікі - ручка
Олжаса
меніњ џйім
<=> џй менікі -
дом мой
Притяжательная форма
отвечает на вопрос кемдікі?
чей?
и
ненікі? чего?
Она образуется с помощью
суффиксов нікі~дікі~тікі.
(эти суффиксы не
подчиняются сингармонизму)
-нікі - присоединяется к
основам на гласные
-дікі - присоединяется
к основам на звонкие согласные, кроме б,
в, г, д
тікі - присоединяется
к основам на глухие согласные и
б, в, г, д
бала |
ребенок |
баланікі |
ребенка |
ќыз |
девушка |
ќыздікі |
девушки |
мђѓалім |
преподаватель |
мђѓалімдіки |
преподавателя |
мектеп |
школа |
мектептікі |
школы |
Ќђрмаш |
Курмаш |
Ќђрмаштікі |
Курмаша |
Ѕлимов |
Алимов |
Ѕлимовтікі |
Алимова |
Личные окончания
сказуемости
Имя
существительное в казахском языке может
выполнять функцию сказуемого. В таком
случае оно согласуется с подлежащим в
лице и числе:
Мен студентпін -
Я студент
Сен
студентсіњ - Ты
студент
Сендер
студентсіњдер - Вы
студенты
Имеются следующие личные окончания
Лицо |
Единственное
число |
Множественное
число |
1-е
2-е
2-е
3-е |
-мын/мін~бын/бін~пын/пін
-сыњ/сіњ
-сыз/сіз
- |
-мыз/міз~быз/біз~пыз/піз
-сыњдар/сіњдер
-сыздар/сіздер
- |
Как
видно, только окончания -мын/мін~бын/бін~пын/пін
и -мыз/міз~быз/біз~пыз/піз имеют несколько
вариантов начального согласного:
-мын/мін и -мыз/міз
присоединяются к основам на
гласные и звонкие согласные, кроме б,
в, г, д, ж, з
-бын/бін и -быз/біз
присоединяются к основам на
ж, з
-пын/пін и -пыз/піз
присоединяются к основам на глухие
согласные и б, в, г, д
лицо |
Единственное
число |
Множественное
число |
1-е
2-е
2-е
3-е |
мен оќушымын
сен оќушысыњ
сіз оќушысыз
ол оќушы |
я ученик
ты ученик
Вы ученик
он ученик |
біз оќушымыз
сендер оќушысыњдар
сіздер оќушысыздар
олар оќушы |
мы ученики
вы ученики
Вы ученики
они ученики |
Отрицательная форма образуется с помощью
спрягаемого слова
емес:
лицо |
Единственное
число |
Множественное
число |
1-е
2-е
2-е
3-е |
мен оќушы
емеспін
сен оќушы емессіњ
сіз оќушы емессіз
ол оќушы емес |
я не ученик
ты не ученик
Вы не ученик
он не ученик |
біз
оќушы емеспіз
сендер оќушы емессіњдер
сіздер оќушы емессіздер
олар оќушы емес |
мы не
ученики
вы не ученики
Вы не ученики
они не ученики |
|