Абай Ќђнанбаев
Сакен
Сейфуллин
Ќадыр Мырза
Ѕли
Муќаѓали Маќатаев
Ѕ. Дџйсенбиев
|
Литература исламского периода
Письменная литература в период распространения ислама развивалась преимущественно в
городах. Однако литературный язык оставался пестрым, неоднородным.
По свидетельству Сюань Цзаня, традиция письменной литературы складывается в начале VII в.
Он пишет: "Жители имеют всегда лишь несколько исторических записей. Они читают тексты
сверху вниз и передают друг другу разумные книги. Таким образом, литературное образование
продолжается непрерывно". Эти сведения подтверждаются открытием рукописи, сделанной на
диалектах чигилей и аргу, живших в Таласской долине.
В XI-XII вв. появляются уже крупные литературные произведения. Стремясь приобрести славу
просвещенных правителей, караханиды держали при дворе поэтов, ученых,
архитекторов-строителей и астрологов, внесших огромный вклад в развитие культуры.
Кутатгу Билик. Крупнейшим произведением поэтического творчества этой эпохи является поэма
"Кутатгу билик" (Благодатное знание). Она написана Юсуфом Хас-хаджибом из Ба-ласагуна для
одного из правителей Караханидского государства Сатук Богра хана.
Отец Юсуфа был известный музыкант и посвятил правителю Баласагуна произведение для кобыза
"Дарди Хусани". Юсуф, родившийся в 1015 г., воспитывается при дворце. Он побывал во всех
крупных научных и литературных центрах государства Кара-ханидов, выучился многим тюркским
языкам, а также персидскому, арабскому и китайскому. Кроме того, он изучал историю,
астрономию, геометрию и другие науки.
Около 1069 г. Юсуф написал свою поэму, обессмертившую его имя, материал для нее автор
собирал более 30 лет, а собственно работа над поэмой заняла полтора года. Общий объем
произведения -13 тысяч двустиший. В основу поэмы легли эпизоды и предания, связанные с
районами Жетысу, бассейном озера Иссык-Куль и Кашгарией, действующие лица - исторические
деятели. В поэме упоминаются города Баласагун, Тараз, Кашгар, река Сырдарья, племена
чигилей, карлыков, огузов. Поэма построена в виде диалогов, изречений и назиданий.
Глубокое содержание и яркий поэтический язык сделали ее весьма популярной. Она стала
настольной книгой всех, владевших грамотой. Основное идейное содержание поэмы заключается
в том, что знание - единственный источник для благополучия как правителей, так и народа.
Государством должен управлять просвещенный правитель, облаченный благодатным знанием,
утверждает Юсуф.
|