Абай Ќђнанбаев
Сакен
Сейфуллин
Ќадыр Мырза
Ѕли
Муќаѓали Маќатаев
Ѕ. Дџйсенбиев
|
Казахская литература
Художественная литература. Начало XX в. - особый период в истории казахской
литературы. Складывается современный литературный казахский язык, появляются новые
стилистические формы, казахские писатели осваивают новые жанры.
Один из выдающихся деятелей литературы начала XX в. - Ахмет Байтурсын. Он родился 28
января 1873 г. в урочище Сартубек Торгайского уезда, в семье влиятельного казахского
сардара (родоначальника) Байтурсына Шошакулы. Отец Ахмета, активно боровшийся с
колониальными властями, в 1885 г. был осужден за вооруженное сопротивление уездному
начальству и вместе с братьями сослан на каторжные работы. Оставшись без отца и ближайших
родственников. Ахмет с огромным трудом окончил курс Торгайского училища и отправился в
Оренбург для продолжения образования. С 1895 г. Ахмет Байтурсын занимается педагогической
и литературной деятельностью. Первыми его поэтическими трудами были переводы басен
Крылова, сборник "Кырык мысал", выдержавший несколько изданий, был очень популярен среди
казахов. В Оренбурге в 1911 г. вышел в свет сборник стихов А.Байтурсына "Маса". Его перу
принадлежит также ряд статей о казахском языке, где он выступает за чистоту языка,
освобождение его от русских и татарских слов. Ахмета Байтурсына можно назвать основателем
казахского языкознания.
Крупное явление казахской литературы начала XX в. - Мыржакып Дулатулы, родившийся 25
ноября 1885 г. в Сарыкопинской волости Торгайского уезда. Мыржакып учился в аульном
мектебе, русской школе, затем продолжил образование самостоятельно. Благодаря упорному
труду он в совершенстве овладел русским языком, изучил творчество русских и зарубежных
писателей.
Видным представителем клерикально-философского направления казахской литературы был
Машгур-Жусуп Копейулы (1858-1931 гг.). В 1907 г. в Казани выходят сразу три его книги:
"Увиденное мною удивительное явление в моей долголетней жизни", "Положение", "О том, чья
земля Сарыарка". В них автор резко высказался против колониальной политики России,
переселения крестьян в Казахстан, призывает казахов активнее включаться в политическую
жизнь страны.
В своих неопубликованных работах Машгур Жусуп дал толкование целому ряду
морально-этических категорий, его философские труды сыграли определенную роль в развитии
казахской философской мысли.
Представителем религиозной философии был и Мухамед Салим Кашимов. В своих произведениях
"Вежливость", "Агитация", "Книга разума", "Наставление казахам" он выступает с
педагогическими наставлениями, излагает свои философские и социально-политические
воззрения. Кроме чисто философских трудов, перу Кашимова принадлежит повесть "Печальная
Мариям" (1914 г.), в которой автор осуждает обычаи бракосочетания, когда девушек выдают
замуж без их согласия.
Большой след в казахской литературе оставили Макыш Калтаев, Таир Жомартбаев, Сабит
Донентаев и другие писатели и поэты.
В целом начало XX в. стало периодом особого расцвета казахской письменной литературы,
впитавшей в себя лучшие черты казахской, восточной и европейской литературы. В это время
закладываются основы современной казахской литературы, окончательно складывается
литературный язык.
|