Абай Ќђнанбаев |
Абай Кунанбаев |
Главная>Поэзия |
|
До арабского завоевания на территории Средней Азии характерно иранских языков, множественности религий и соответственно систем алфавитного письма. Второй период начинается с 651 года, когда войска арабов заняли последний оплот сасанидов - Мерв (военные действия по завоеванию территорий средней Азии продолжались в течение столетия). В результате завоевания, в регионе господствующей религией стал ислам и, соответственно, большую роль приобрел арабский язык и арабский алфавит. Грамота и образование на протяжении многих веков были уделом избранных, необходимым условием отправления функций государственной власти. Влияние ислама возрастало. Проверенный способ подчинить завоеванные народы - заставить забыть собственную культуру, язык, письменность. Известен пример, когда Средняя Азия насильно мусульманизировалась арабами. В Хорезме военачальник Кутейба уничтожил всех ученых-хорезмийцев, знавших письменность, хранивших предания своего народа. Запрету и забвению подвергались и другие письменности Средней Азии, как «языческие». Таким образом, в 8-9 веках в официальной переписке и литературе установилась гегемония арабского языка, спутника и проводника ислама. Можно провести аналогию с латынью, которая также была обязательной частью культуры и образования, привнесенной в Западную Европу католической верой и Библией. Если же вернуться в Среднюю Азию периода арабского завоевания, мы увидим, что именно в это время здесь образовалась и распространилась система мусульманских школ. Средневековые школы мусульманского мира можно разделить на два типа: мактаб (он же дабристан) и медресе. Мактаб – начальная школа, возникшая при мечети, медресе - тип средней и высшей школы. По-видимому, к началу 8 века надо отнести появление в арабском халифате правила: при каждой мечети в городе и на селе всех мальчиков прихода обучать чтению Корана. Грамоте обучались только лица мужского пола. Это требование возобновлялось целым рядом мусульманских государей, за выполнением его следили особые блюстители. В 1219 г. в Среднюю Азию и Казахстан с востока вторглись огромные кочевые армии Чингисхана, вслед за ними шли обозы с семьями. За три года пришельцы наводнили новые земли. Старые политические границы рушились, появились новые троны с ветвями монгольской династии. Так начался новый период в истории казахских степей. В послемонгольское время усилилась тюркизация ряда оседлых районов. В 15 и 16 веках средоточиями больших известных в Азии медресе являлись Бухара и Самарканд, а затем Ташкент. В 16 веке на нынешних своих территориях складывались народности - казахская и киргизская. Стали усиливаться дипломатические и торговые отношения с русским государством. И следующий виток развития образовательной системы, распространения грамотности напрямую связан с влиянием России.
|