Абай Ќђнанбаев

Абай Кунанбаев

Главная>Поэзия

Абай Ќђнанбаев
Кљзімніњ ќарасы
Ќансонарда бџркітші шыѓады ањѓа
Ќандай ќызда лѕззат бар жан татпаѓан?
Ќаќтаѓан аќ, кџмістей кењ мањдайлы
Ќартайдыќ, ќайѓы ойладыќ, ђлѓайды арман
Сап, сап, кљњлім, сап, кљњлім
Абай Жасымда ѓылым бар деп ескермедім
Сакен Сейфуллин
Алтай
Боранда
Жапон аќынынан
Далада
Жас ќазаќ марсельезасы
Жыл басы ќарлыѓаш!
Жазѓытђры
Ѓашыќ жар
 
Ќадыр Мырза Ѕли
•Бес баќыт
•Сауал 
Муќаѓали Маќатаев
Баќыт іздеп
Мастыњ монологы
Жер
Жартасќа жалѓыз гџл љсер
Раќмет, Дала!
Ќазаќ жері
 
Ѕ. Дџйсенбиев
Сырласу
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






Светская казахская школа




Для Казахстана усиление отношений с Россией, а затем и присоединение к более сильной державе, начавшееся в 1731, означало устранение серьезной опасности - быть завоеванными джунгарами. Но и у России была своя, колонизаторская политика в отношении киргизов (под этим словом подразумевались все жители степи). Несмотря на такое настроение, именно потребность в грамотных чиновниках дала новый толчок развитию образования и грамотности. Именно присоединение способствовало экономическому развитию Казахстана и преодолению феодальной разобщенности. Исключительное значение имело и усиление влияния русской культуры, проникновение в степь передовых идей.

В этой школе и учительствовал Алтынсарин. Вскоре такие же школы были организованы в Иргизе и Троицке.

Знаменателен и 1883 год, когда в Ханской ставке, в Букеевской орде, открылась первая женская школа для казахских девочек. Это было одноклассное сельское училище с интернатом на 20 человек, в котором большое значение уделялось рукоделию.

К обязательным предметам гимназического курса относились: математика, физика, логика, история, география, русский язык и словесность, закон божий. Обязательными были четыре иностранных языка: новые - немецкий, французский и древние - греческий и латинский. В конце учебного года каждому выводился средний балл.

Время от времени организовывались «пешие образовательные экскурсии» гимназистов на озера Иссык-Куль, Большое Алматинское и Иссык.

Однако общая образовательная ситуация на казахских территориях была не столь прогрессивна. До революции количество грамотных в Казахстане не превышало нескольких процентов. К 1913 году имелось всего 157 русско-казахских школ с числом учащихся не более 50 человек в каждой. Однако уже в период 1901-1917 гг. число русских начальных школ возросло до 2389, русско-казахских - до 600 школ. Контингент учащихся в 1916 году в Казахстане составил 164 859 чел.

 

Hosted by uCoz